Форма входа

Описание реки Ствига

Прочитано 13745 раз.

Облако тегов

Геликтит-ТМ Августовский канал спелеология байдарка Сула спелеоклуб альтаир Ислочь ПОЕХАЛИ! Клява Брест покатушка рогейн велопробег Польша Ельня болото Мнюта ровар паход велосипед турклуб Вилия кемпинг прыток Усса фестиваль Нёман приток Проня спелеологи гонка РТСС ТПМ граница Тышкевич мультигонка Березина Неман клуб Нарочь Нарочанка EuroVelo-2 маршрут походушка марафон Налибоки Гродно река Бобр паводок Ясельда конкурс туризм Сьцьвіга Ствига Льва Шоша веломаршрут чемпионат кубок Страча Припять велопоход Западный Буг Птичь Сха Вілія Полесье Случь книга соревнования отчет высота пеший поход Спортивный туризм Беловежская Пуща гора Маяк горы архыз школа туризма Красный бор Хибины новый год гора высшая точка возвышенность гора Лысая гора Высокая Воложинские гостинцы Щара поход вершина ПВД сплав Двина байдарки Западная Двина водный поход Свольна

НАШИ ДРУЗЬЯ

Главная | О проекте | Обратная связь | Реклама на сайте | Подписка RSS
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | Мой профиль | Регистрация | Выход
Активный туризм в Беларуси
Реклама: ХОЧЕШЬ В ПОХОД? НЕ ЗНАЕШЬ С КЕМ ПОЙТИ? ТЕБЕ К НАМ! belpohod.by - Походы для хороших людей!
Каталог статей

Главная » Статьи » ЗАГРАНИЧНЫЕ ОТЧЕТЫ » ВОДНЫЕ ПОХОДЫ

«Мы не одни, мы вдвоём!», река Суна, Карелия, Россия, 30.07 – 13.08.2017г.

Этот год, как и многие до этого, начался с того, что я хочу в Карелию. Туда я хочу перманентно, независимо от сезона и наличия возможности. Этакий план на жизнь: хотя бы раз в год попасть в Карелию. Иногда этот план сбывается. А в 2017-м мы его даже перевыполнили: в мае съездили на Ладогу, а к концу июля собрались на реку Суна.

Наша огромная группа в количестве двух человек, состоящая из меня и Дениса, рано утром 30-го июля грузится в поезд до Петрозаводска. Потом был день ожидания поезда до нужной нам станции Брусничная; дважды проверка документов российскими пограничниками (эта ветка идёт к финской границе, хотя именно наш маршрут в погранзону не входит); наведение справок о том, будет ли высадка именно на Брусничной (это техническая станция и перрона на ней нет); и в три часа утра 1-го августа мы на месте. Поезд уезжает, и вокруг нас остаётся только лес, разрезанный рельсами.

Находим ближайший подход к воде и начинаем сбор байдарки и упаковку вещей. Пока возились, начался моросящий дождь. Под ним перекусываем остатками ссобойки из поезда и грузимся в байдарку.

В итоге на воду мы стали в 06:38. Маршрут начинаем с Суккозера, на котором нас накрывает ливнем.

Главной моей ошибкой было не надеть юбку. В байдарке «Маринка», на которой мы идём, даже небольшая волна через дэку заливается внутрь, поэтому уже через десять минут я сижу в луже. На сливе в реку Суккозерка и порога то нет, так, перекат, но валами набросало целую байдарку воды.

Периодически останавливаемся вычерпаться и размять ноги. После озера распогодилось, появилось солнце и сразу стало заметно теплее. На солнце в безветренных местах даже возникали мысли о том, чтобы искупаться.

В болотах течения нет, тихо, начала сказываться бессонная ночь: нас с Денисом стало срубать на сон. Остановились на высоком холме, чтобы перекусить и выпить кофе. После этого идти стало гораздо бодрее.

В протоках между озёрами первый обнос. Тут без вариантов: мост полуразрушен, упавшие брёвна полностью перекрыли проход.

Пока Денис изучает обстановку, охочусь из байдарки с фотоаппаратом на необычные миниатюрные белые кувшинки.

В несколько ходок перетаскиваем барахлишко за мост и сливаемся оставшуюся часть порога.

Вскоре подходим к ещё одному мосту. Он тоже разваливается, но тут пробуем обойтись проводкой. Была одна щель между опорами, где можно просунуть байдарку. Герму, навязанную сверху, на всякий пожарный сняли. Денис на длинной верёвке запускал байдарку в проход, а мне нужно было с моста её перехватить. Два местных рыбака, сидевшие возле моста в «буханке», стали советовать обнестись. Ага, счазз! Не им же всё это добро на себе таскать! Не с первой попытки, но фокус удался. Идём дальше.

Прошли Торосозеро, речку Торосозерку, ввалились в озеро Гимольское (как раз перед ним был второй обнос) и посередине него стали на ночёвку возле впадения непосредственно реки Суна. С этого места можно считать, что мы идём по Суне. За день пройдено 35 км.

Стоянка классная, но комариная. После поезда так хотелось спать, что чуть не рубанулись посреди озера с вёслами в руках. Что я, что Денис периодически ловили себя на том, что мозг отключается. Выгрузились, потупили, поставили палатку, ещё потупили, поужинали супом, который заварили ещё утром на типо-завтраке, снова тупим. Сил хватило немного погулять с фотоаппаратом.

Нашли младшего брата деркарабля (первый и старший был нами зафиксирован весной на Ладоге на острове Рахмансаари). Спать ушли около девяти. Слышно было, как всю ночь через протоку шныряли моторки, но спать нам это не мешало.

2 августа – утром погода супер! В 7.00 выползла из палатки, отбилась от комаров и попыталась искупаться. Дойти до глубокой воды, чтобы поплавать, мне так и не удалось – слишком мелко и далеко шлёпать, да и надоело отмахиваться от мелких кровососов. Да, начинаем вспоминать особенности карельского рельефа – вода везде, но очень мелко. Из палатки выбрался капитан, обматерил комаров (теперь это станет утренней традицией нашего похода) и мы начали неспешные сборы.

Со стоянки вышли в 10:30. Походная печка рулит: на небольшом количестве мелких веток чайник закипает меньше, чем за десять минут. Но падает, паразит этакий, если печка не идеально ровно стоит – утром три раза заново ставили воду.

Уже через час погода начала меняться: солнце спряталось, ветер усилился. На середине озера сломалось моё весло – отлетела лопасть. Видимо, сорванная вчера в пороге одна заклёпка повлияла на всю конфигурацию – срезало ещё две заклёпки, и лопасть отвалилась. Догнали рыбаков, чтобы спросит у них проволоку. Они посмотрели на нас, как на дебилов. Ладно, обойдёмся подручными средствами. Причалили на небольшом островке посреди озера Гимольское для ремонта. Денис расковырял сорванные заклёпки и поставил вместо них три болта. Они длиннее, чем надо – получилось «боевое» весло. Пока чинил, поранил руку. Так что свою жертву богу байдарки мы принесли, кровью окропили, теперь должно пойти, как по маслу, а весло – быть вечным.

Там же на острове перекусили под кратковременным, но сильным ливнем. Весь оставшийся день дождь шёл почти без перерыва.

Озеро сменилось рекой, но кругом болото. Стоянок нет от слова совсем. Дошлёпали до Чудозеро и на мысу нашли удобный пляж, где и остановились на ночёвку. Всего за день получилось примерно 38 км (общее расстояние – 73 км за два дня).

На соседней поляне стоит группа москвичей. Один из них с собакевичем пришёл поздороваться и посмотреть, кто мы и что. Так и не дождавшись окна в погоде, палатку ставили под перманентно идущим дождём: то ливень, то морось. Больше похоже на нашу осень, чем на август. Повесили тент и уже под ним готовили ужин. В связи с погодными условиями, отбой ранний. Зато в дождь хорошо спится в палатке!

3 августа. Утро холодное, пасмурное, но хотя бы пока не капает.

Собрались довольно быстро. Проводя ревизию продуктов, Денис обнаружил переизбыток горчицы. Решили сходить презентовать соседям. Группа в основном постарше нас, идут на двух тайменях. От нашего презента отказались, так как уже снимаются, а еды у самих на неделю осталось. Попытались втюхать нам свои продукты. Оно, конечно, приятно, когда угощают, но куда ж нам их девать? В итоге немного поболтали и разошлись собирать лагерь.

Стандартные 10:30 – выходим на воду под моросящим дождём. Вскоре выглянуло солнце и стало гораздо веселее. Пришлось распаковывать термос из флиски, непромокаемой куртки и спасика. Под железнодорожным мостом возле Поросозера начинается большая деревня. Есть удобные подъезды, много рыбаков и несколько групп байдарочников. Кто-то финиширует, кто-то стартует. Место для Карелии довольно людное.

Дождь и солнце сменяют друг друга каждые пятнадцать минут. Пересеклись с группой катамаранов: пять штук, вроде бы все четырёхместные, но на каждом ещё детвора гроздьями сверху сидит. Начались перекаты. Мы обгоняем катамараны и уходим вперёд.

Самый громкий порог решили для начала осмотреть с берега. По обоим берегам хорошие стоянки, но все заняты. Да нам и не надо. На правом берегу, с которого делали осмотр, стоит группа дайверов-водолазов, развешена куча специального снаряжения. Видать в Карелии и подводной рыбалкой промышляют. Мы немного пофоткали реку и пошли сливаться.

Этот порог прошли красиво, без косяков. Юбка рулит – воды в байдарку попадает значительно меньше. Я в классификации порогов не силён. Со слов капитана – это чистая тройка по такой высокой воде. А вода действительно высокая: ещё на Суккозере рыбаки говорили, что, судя по камням, на полметра уровень поднялся.

А вот в следующем пороге мы накосячили и чуть не кильнулись. Владимирович молодец, байдарку удержать и выровнять успел. А то было бы мне «прощай фотик». Издалека казалось всё очень просто: один ровненький слив с поворотом. Я расслабилась и технику в герму не убирала. А вот камни на выходной шивере мы не учли. Нас развернуло бортом к течению и чуть не прижало. Я ещё и с экшен-камерой напортачила: экран мелкий, с крепления на носу байдарки подписи не видны, а кнопки в гермобоксе туго нажимаются. В итоге я включила только саму камеру, но не запись. Так что исторический момент нашего позорного косяка не запротоколирован.

После ещё нескольких порогов увидели офигенную стоянку и решили дальше не идти. Остановились около трёх часов дня и устроили полу-днёвку. За день пройдено 19 км, всего за три дня – 92 км.

Свободного времени валом. Денис почувствовал себя пекарем и балуется с тестом – пытается в моём армейском котелке испечь хлеб. Я пытаюсь найти чернику – хрен там! На пять кустов одна ягодка. За час собрала меньше кружки.

Эксперимент с хлебом в котелке с треском провалился – мне срочно нужен новый взамен спаленного старого. Хотя тот краешек булки, который не сгорел, был похож на хлеб.

4 августа. На воду стали в 10.00. План на сегодня – пройти населёнку и заночевать на острове на Линдозере. По карте порогов нет, только один на выходе из болота перед самым озером. После старта видели по берегам много групп водников и толпы рыбаков. Вдоль берега проходит дорога, поэтому люди на каждом удобном подходе к воде.

В конце озера остановились на небольшом острове с избушкой, нашли прилично лисичек – это оставлять нельзя.

Уже в болоте встретили один экипаж на хатанге, немного пообщались, и ушли вперёд. Попугали с воды какую-то змейку, переплывавшую реку. Фамилию не спрашивали, но предположительно гадюка.

Неожиданно начинается серия небольших порогов, которых нет на карте, а юбка спрятана под деку. Лежит себе, есть не просит. До разрушенного моста шли так, насобирав в байдарку воды по пояс. На мосту зачалились вычёрпываться. Мост разрушается, пешком по нему пройти ещё можно, а вот машину, даже легковую, уже не выдержит. Тут же встретили местного рыбака. Он рассказал, что по всему региону такая ситуация с мостами. Раньше, когда при советах по этим дорогам возили лес, их поддерживали в рабочем состоянии. Сейчас же они никому не нужны, вот и ветшают.

Попытались угостить рыбака орехами. Дядька от них отказался, а взамен угостил нас бутылкой брусничного морса, за что ему большое человеческое мерси. Морс домашний, очень вкусный.

После моста, уже запакованные как следует (матрос в юбке, фотик в герме), прошли ещё немалый каскад порогов. По высокой воде они не сложные, но валы матроса заливают по самую макушку. Перед Линдозером ещё раз остановились размяться. Стоянка красивая, удобная, но табун комаров выжил нас оттуда минут за десять.

Посмотрели, что по карте впереди обозначенный порог. Подготовились: юбки одели, технику попрятали, ждём – а его нет! Ни намёка на порог, даже признаков камней на выходе в озеро не видно. Стоянку выбрали на острове: мыс с песчаным пляжем, есть кострище, стол, лавки и каменка для бани. За день прошли 37 км (за 4 дня в общем 129 км).

Только причалили – полил дождь. Под ним ставили палатку и выгружались. На завтра намечена днёвка со слабой надеждой позагорать.

5 августа – днёвка. Бездельничаем и пытаемся посушить вещи под перманентным дождём. Приплывал рыбак на моторке посмотреть, кто это тут остановился. Говорит, лета в этом году в Карели не было. Дожди постоянные, зато воды много.

На обед забодяжили суп со вчерашними лисичками – зашёл, как родной. Черника на острове есть, но комаров больше. Они сидят в глубине острова и охраняют ягоды. Больше одной кружки собрать не дают – съедают живьём, на репелент им пофиг. Дикие, не пуганный – не знают, что это не приправа к туристам. Или наоборот, так к нему привыкли, что уже не замечают. Кровососы постоянно топятся у Дениса в кружке, наверное, думают, что это для них бассейн с подогревом.

Из развлечений – пока нет дождя, попеременно валяемся в гамаке и читаем книжки. До вечера раз двадцать то развешивали вещи на просушку, то спешно снимали и прятали под тент. По факту, так и не высушили.

6 августа. Снимаемся с насиженной стоянки и в 10.00 выходим на воду. По плану сегодня сделать такой переход, чтобы заночевать недалеко от Гирваса, а на завтра быстренько обнестись и уйти подальше от населёнки. Вчерашний рыбак обещал нам на этом участке 14 порогов. Если бы начали считать с первого, можно было бы проверить, но мы об этом забыли.

Порогов действительно много, часто идут один за одним. По высокой воде проходятся без осмотра.

После очередного слива, на спокойной воде, Денис шёпотом шипит на меня, чтобы я не двигалась. Замираю и жду, что же он такое интересное нашёл. Поворачиваем к берегу. Оказывается, он высмотрел в кустах медведя, пасущегося в чернике. Наблюдали за ним минут двадцать, попытались сфотографировать. Когда надоело, немного пошуршали. Медведь нас заметил и сбежал вглубь кустов.

На входе в Викшозеро пересеклись с большой группой в основном на варзугах. Они очень удивлялись, почему нас так мало. «Вы что, одни?» – нет, мы вдвоём! По озеру шли параллельно с ними, периодически, то отставая на осмотр берега, то догоняя.

Ближе к вечеру посоревновались с ними за место ночёвки. Странные они какие-то: мы спросили обгонявшую нас на полном ходу байдарку, куда ребята целятся, и пошли дальше, выбирать себе другое место. Мы успели определиться со стоянкой, разгрузиться, поставить палатку, я даже поплавать успела… А всё это время две байдарки из их группы шныряли по озеру в поисках не понятно чего, хотя отбили у нас замечательную оборудованную стоянку.

Итого, с учётом порогов, скорости реки и паршивой погоды за день пройдено 42 км (всего 171 км). На ночёвку стали чуть раньше 18.00. Все вещи либо насквозь мокрые, либо отсыревшие. Очень хочется на завтра солнышка.

7 августа. Утро пасмурное, халявы в виде солнца пока не ожидается. К 10.00 выходим со стоянки. Второй группы не слышно и не видно. Прошли мимо деревни посмотреть на старое русло Суны, перекрытое теперь плотиной. Раньше здесь был водопад Гирвас, теперь одноимённый каньон (разлом и т.д.) – памятник, блин, природы! А вся вода через канал Пионерский идёт на электростанцию. Погуляли по плотине, потупили на жалкий ручеёк, бывший когда-то рекой, и через канал дошли до электростанции.

Возле дамбы туристическое место, есть небольшая кафешка и лавка с сувенирами. Пока Денис ходил просматривать путь обноса, в кафе привезли свежие плюшки. Распахлись они на всю ближайшую округу, так что мы не смогли отказать себе в удовольствии слопать несколько плюшек с чаем. Это просто взрыв мозга: ты в автономном походе по Карелии сидишь за столиком в мокрой сплавной шмотке и спасжилете и хомячишь горячую булочку!

После релакса начинаем перетаскивать вещи вниз за дамбу. Нести не очень далеко, но вдвоём обноситься не удобно. Оставлять что-то без присмотра как-то не хочется, шныряют цивилизованные туристы, повыползавшие из машин, а за раз всё не унесёшь. Приходится челночить. Байдарку полностью не разгружали, так что она довольно тяжёлая. Нести нужно по тропинке вниз с хорошим уклоном и препятствиями из корней деревьев и камней. Зато на халяву прошли через парк, посмотрели ещё одно старое русло и каньон впечатляющих размеров, да и саму электростанцию. Удолбались таскать и поотрывали руки.

Дальше медленно и задумчиво выгребаем по каналу в озеро Пальвозеро. На входе в него остановились размяться на песчаной косе. Немного погоняли молодых чаек: эти злодейки делают вид, что не умеют летать и довольно долго бегут по песку. Как только ты с фотоаппаратом приближаешься на опасное расстояние, они тут же вспоминают, что у них есть крылья и взлетают.

На озере нас накрыло очередным шквалом. Хорошо, что основная гроза прошла стороной, а нам достался только ливень и ветер.

Дошкрябали до свободного пляжа и где-то в пять с мелочью стали на ночёвку. За день вышло 28 км (всего за поход 199 км). Вечером пили за первые 200 км, решив обнос зачесть как +1 км для ровного счёта.

Очень хочется наконец-то высушить вещи, но видно – не судьба.

8 августа. Вышли немного позже обычного – около одиннадцати часов. На озере удолбались воевать с волной и боковым ветром. Сегодня решается наш дальнейший маршрут: если через искусственный канал есть проход в Лижму и нам удастся его найти – идём на Онежское озеро, если нет – наш поход почти закончен. Маршрут до Кондопоги можно растянуть ещё максимум на три дня, а ещё одного обноса, который необходимо будет там сделать, чтобы идти дальше, Денис сказал, что не переживёт.

Из Пальвозера входим в речку Нива, широкую, но довольно шуструю. Даже почти не гребя, скорость 9,5 км/ч. Проходим под мостом Мурманской трассы Е105, выходим в Кримозеро и отправляемся искать в болоте проход в Лижму.

Нашли, но что-то не полегчало. Это канава шириной максимум полтора метра, да ещё и заваленная бобровыми плотинами. К тому же со встречным течением.

План был выйти в Верхнюю Лижму, потом в Лижмозеро. Идея нового маршрута, конечно, заманчива, но ползти 4 км до этой Лимжи по колено, а то и глубже в болоте, таща на себе «Маринку» со всеми вещами вверх по заросшему и заваленному каналу с перспективой, что дальше может быть ещё больше зарослей, стало как-то неимоверно лень. Нам хватило вчерашнего обноса, чтобы на сегодня с лёгкостью отказаться от дальнейшего байдапоносинга. Приняли решение идти в Кондопогу.

Вернулись обратно в Кримозеро на нормальную воду. Так как возможный для прохождения километраж сократился, нашли хорошую стоянку и устроили полу-днёвку. За день пройдено 16 км (всего 215 км).

К часу дня уже поставили лагерь. Мистика! Это был первый день за весь поход без дождя! Наконец-то удалось высушить вещи!

9 августа – днёвка. Бездельничаем, матрасничаем, пытаемся загорать под не очень тёплым солнцем. Дождя нет и это уже счастье! Из важных дел – поделить гамак и читать книжку.

10 августа. Выходим около десяти утра, особо не спешим. В конце Кримозера на входе в Хижозеро небольшой перекат и довольно большая деревня Белая гора. Погода пока радует: солнечно и не капает. В населённом пункте Тивдия под мостом шикарный порог, на который мы даже и не рассчитывали. Денис сходил на осмотр. Вернулся, радостно потирая руки и приговаривая, что матрос давно душ не принимал. Видать не к добру. Настроили камеру и пошли. Покатались классно! Меня только что не с головой накрыло валами.

После порога выходим в ну очень длинное озеро Сандал. Решили остановиться на острове Лычный и посмотреть местную достопримечательность – деревянную Петропавловскую церковь. Сначала хотели пройти к ней с мыса, чтобы не оставлять байдарку в деревне.Но четвёртая или пятая по счёту гадюки, встреченные нами за десять минут, убедили нас, что причаливать в деревне всё-таки лучше.

После прогулки к церкви тупо лопатили по озеру против ветра с несколькими перерывами на размять ноги. К шести часам вечера нашли, наверное, единственную стоянку по правому берегу. На ней и заночевали. Итого за день прошли 35 км (всего 250 км). Упахались больше, чем за 42 км по реке.

Со стоянки уже виднеются вдалеке трубы Кондопоги. Завтра при любом раскладе у нас крайний ходовой день, так что перебираем провиант, решаем, что можно внепланово слопать, а что просто выбросить, как малоценное и не вкусное.

11 августа. Выходим стандартно около 10.00. Довольно сильный боковой ветер, периодически поливает дождь. Сворачиваем в Нигозеро и около часа дня финишируем в Кондопоге возле лодочных сараев. За день пройдено 18 км, а всего за поход 268 км.

Как только мы выгружаемся, погода резко исправляется. Солнце уже не только слегка показывается, оно реально греет. Пока мы сушились и паковались, Денис даже умудрился сгореть.

Пообщались с хозяевами ближайшего сарайчика. Мы угостили их белорусским шоколадом, а они нас горячим чаем. Упаковали байдарку и прочее барахло и на такси доехали до Петрозаводска. Дальше – дело техники. Петрозаводск – Питер, Питер – Минск и 13 августа в пять утра мы дома.

Поход только что закончен, а в голове уже бродят мысли о том, когда следующий раз мы поедем в Карелию. Вот уж действительно: где бы лето перезимовать! Почему-то именно на севере происходит полная перезагрузка, отключение от реальности. Водная часть маршрута заняла всего одиннадцать дней, а по внутреннему хронометру прошла целая жизнь. Нет, время не замедлилось, как оно обычно замедляется, когда скучно и нечем заняться. Оно просто вобрало в себя больше, чем в обычной жизни. Просто каждая минута здесь, в Карелии, стоит порой дня там, дома, где ничего не меняется, всё по графику, под линеечку и расписано привычным распорядком. Просто в каждую минуту здесь порой происходит больше событий, чем там, в цивилизации, может произойти за неделю. Здесь каждое твоё движение предопределяет, что случится дальше, причём, порой настолько стремительно, что ты и сам это не до конца понимаешь.

Спасибо большое моему капитану за то, что терпит меня столько лет и до сих пор не утопил! Хотя возможностей было множество!

Все фотографии Екатерины из похода можно посмотреть в альбоме ВКонтакте.

Категория: ВОДНЫЕ ПОХОДЫ | Добавил: DzedFyodar (13.12.2017) | Автор: Екатерина Колисниченко