Категории раздела

НАЗВАННЫЕ
БЕЗЫМЯННЫЕ

Форма входа

Поиск на сайте

ТОП-5

20.10.2011ИСЛОЧЬ

Описание реки Ислочь

Прочитано 23156 раз.

24.10.2011СУЛА

Описание реки Сула

Прочитано 18626 раз.

05.01.2014НАЗВАННЫЕ

Гора Лысая, 343,2 м

Прочитано 17136 раз.

25.10.2011ПРОНЯ

Описание реки Проня

Прочитано 15701 раз.

06.06.2012СТВИГА

Описание реки Ствига

Прочитано 14103 раз.

Облако тегов

Геликтит-ТМ Августовский канал спелеология байдарка Сула спелеоклуб альтаир Ислочь ПОЕХАЛИ! Клява Брест покатушка рогейн велопробег Польша Ельня болото Мнюта ровар паход велосипед турклуб Вилия кемпинг прыток Усса фестиваль Нёман приток Проня спелеологи гонка РТСС ТПМ граница Тышкевич мультигонка Березина Неман клуб Нарочь Нарочанка EuroVelo-2 маршрут походушка марафон Налибоки Гродно река Бобр паводок Ясельда конкурс туризм Сьцьвіга Ствига Льва Шоша веломаршрут чемпионат кубок Страча Припять велопоход Западный Буг Птичь Сха Вілія Полесье Случь книга соревнования отчет высота пеший поход Спортивный туризм Беловежская Пуща гора Маяк горы архыз школа туризма Красный бор Хибины новый год гора высшая точка возвышенность гора Лысая гора Высокая Воложинские гостинцы Щара поход вершина ПВД сплав Двина байдарки Западная Двина водный поход Свольна

НАШИ ДРУЗЬЯ

Водными маршрутами Беларуси

ИНФО-ПАРТНЁРЫ

На сайте

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0






Главная | О проекте | Обратная связь | Реклама на сайте | Подписка RSS
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | Мой профиль | Регистрация | Выход
Активный туризм в Беларуси
Реклама: ХОЧЕШЬ В ПОХОД? НЕ ЗНАЕШЬ С КЕМ ПОЙТИ? ТЕБЕ К НАМ! belpohod.by - Походы для хороших людей!
Каталог статей


Главная » Статьи » ОПИСАНИЕ ВЫСОТ БЕЛАРУСИ » НАЗВАННЫЕ

Гора Лысая, 343,2 м


Гора Лысая, 342,2 м

Высота над уровнем моря 342.2 м

Гора Лысая расположена в центре Логойской возвышенности, находится на территории Минской области, Минского района, Юзуфовского сельсовета, в 21 км севернее Минска (1 км на северо-восток от д. Лекаровка и на 1 км на запад от д. Пунище). Ее высота – 342.2 м, это вторая (после горы Дзержинской, 345.0 м) по высоте точка Беларуси, она лишь на три метра уступает самой высокой точке Республики Беларусь. Именно здесь, на этой горе, проходит водораздел бассейнов морей. Часть ручьев несут свои воды на запад, в Балтийское море, вторая часть – на восток, к Черному морю. Четыре или пять из них сливаются перед деревней Шершуны и образуют речку Удра. Гора сложена мареновыми суглинками. Склоны покрыты лугами, лесом или кустарником. Координаты: 54º 10,017' N, 27º 31,997' E. 

В отличие от горы Дзержинской, гора Лысая представляет собой довольно эффектное зрелище, несмотря на то, что покрыта лесом. На трассе Р-58 Минск-Мядель между деревнями Шепели и Жуковка есть автобусная остановка Весёлка. Двигаясь из Минска, около остановки следует повернуть направо. Через несколько сот метров покажется дачный посёлок № 1. Не заходя в него, перед воротами нужно повернуть налево. Извилистая узкая асфальтированная дорога приведѐт к дачному посёлку №2. На противоположной его стороне находится водонапорная башня. Доходите до нее, заходите в лес, и несколько сот метров двигаетесь по тропе до выхода на лесную дорогу, далее – перпендикулярно границе дачного посѐлка, пока не выйдете на лесную дорогу. Пересекаете эту дорогу под углом 90º и идете по лесу, отдаляясь от поселка, в направлении возвышенности. Гора Лысая расположена на небольшой лесной поляне. Имеется геодезическая отметка в виде бетонного столбика.

Согласно данным Дутчиц Л. и Климкович И., на территории Беларуси почти что в каждом округе есть своя Лысая гора. Кроме того, встречаются созвучные названия: Лысуха, Лыска, Лыскагор и т. п. В народном представлении такие горы имеют отношение к нечистой силе, поэтому и "облысели". Прилагательное "лысый" имеет тут двоякий смысл. Это может объясняться и как "голый без растений и деревьев", и как "ясный", "светлый", связанный с сакральными вещами. Ученые считают, что на таких холмах раньше были языческие святилища, а после принятия христианства все остаточные языческие обряды, происходившие там, причислялись к шабашам.

В мире известнейшей считается Лысая Гура в Польше под Сандомиром, которую даже трактуют как польский Олимп, после нее Лысая Гора возле Киева, напротив Выдубицкого монастыря, и Лысая Гора вблизи Заславля в Минском районе. Кстати, гора Алтария в Вильнюсе и Успенская гора в Витебске также некогда назывались Лысыми. В Беларуси некоторые Лысые Горы имеют и двойные названия. Так, около Нисимковичей в Чечерском районе Лысая гора называется еще и Белая гора, а Лысую гору в Браславе называют также Красной Горой.

На некоторых таких холмах есть курганные кладбища, как, например, в деревнях Устиж и Старое Село Осиповичского района и Селище Вилейского. А на других, как в деревне Кушляны Сморгонского района, лежат культовые камни. В деревне Залесье Глубокского района считают, будто Лысую гору насыпали французы. О сакральности многих из таких холмов свидетельствуют и предания о храмах, которые там провалились (бывшая деревня Горовая Щучинского района), или о закопанной в горе золотой карете. В XIX веке в деревне Кроменица Зельвенского района о местной Лысой Горе было записано предание про две свадьбы, одна из которых возвращалась из Волковыска, а другая из Кроменицы. Столкнувшись, они не хотели уступать друг другу дорогу. Началась жестокая драка, в результате все погибли. Их похоронили, а на месте захоронения возникла Лысая гора. На Лысой Горе около местечка Освея в Верхнедвинском районе по преданию похоронены собаки графа Шандурского, а около местечка Телеханы Ивацевичского района - тело татарского хана. Отсюда якобы и название Телеханы.

Согласно поверьям, на Лысых Горах в купальскую ночь собирается нечистая сила, случаются разные чудеса, неожиданно появляется огонь, вокруг которого танцуют черти. В XIX веке в Южной Беларуси и Могилевском Поднепровье бытовали рассказы, что на Купалу все бесы собираются в основном на Лысую Гору близ Киева. В качестве же транспортного средства они используют хлебные лопаты, кочерги, ступы, веники, а иногда и рогатый скот. В те времена в бывшем Чериковском уезде в эту ночь не оставляли на поле коней, так как очень боялись, мол, их используют ведьмы для езды на Лысую Гору.

В окрестностях Мстиславля верили, будто перед Купальем колдуны и ведьмы оборачиваются в летающих животных с крыльями и в таком виде добираются до Лысой Горы в деревне Кокота, что за 14 верст от Мстиславля, чтобы присоединиться там к шабашу. В полночь они возвращаются, каждый в свой двор, ударяются о землю и снова принимают человеческий вид. А в городе Петрикове на Гомельщине считали, что местные ведьмы справляют на Купалу свой шабаш на Лысой Горе около Припяти. На Лысой Горе в Старом Копыле в полночь также, мол, собираются ведьмы и колдуны. На Витебщине про одну из местных Лысых Гор рассказывают, будто солдат, сбившись с дороги, попросился в один дом переночевать, да хозяйка там была ведьмой. Один только запах волшебной хозяйкиной пищи вынудил солдата оказаться на Лысой Горе. А на Брестчине в XIX веке было записано предание о черте-женихе, который своей девушке-невесте принес в подарок вершину Лысой Горы.

На Минской возвышенности есть деревня, которая называется Лысая Гора, а возле нее находится Высокая гора. В предании рассказывается: Давным-давно в одну из купальских ночей ведьма и леший выбрали себе для плясок старейший на горе ясень. Люди в деревне, услышав колдовское улюлюканье и нечеловеческий хохот, попрятались по домам. Не испугался только один молодой кузнец, богатырь Янка, он как гулял, так и гулял со своей девушкой Марийкой. Забывшись, они так и взошли на самую гору. Вдруг с нижней ветки ясеня высунулась чья-то белая рука, а таинственный голос позвал: "Иди, иди, Марийка, к нам в хоровод!...". Девушка и не заметила, как подала свою руку, а неведомая сила уже несла ее на вершину ясеня. Но Янка и не думал пускать девушку. Он так разозлился, что стал в семь раз сильнее. И с такой силой потянул Марийку назад, что вместе с нею стянул с ясеня целую дюжину колдунов и ведьм, связанных одной веревкой. Дьявольский смех сразу стих, бесы стали плакать и проситься у Янки, чтобы он пустил их обратно на дерево. А тот схватил за волосы одного лешего и поволок целый хоровод к пруду под горой, где толкнул их в трясину. Болотце вдруг закипело и моментально высохло. Ясень впоследствии назвали Яновым. И говорят, что уже никогда там не появлялось никакой нечисти.

В одном из сказаний, которое касается Лысой Горы около деревни Лоточки Браславского района, рассказывается о богатом помещике, не имевшего наследников. Перед смертью, чтобы его богатство не досталось простым крестьянам, он все свое золото положил в лодку и закопал под камнем. На сокровище он наложил заклятие, согласно которому лодка с золотом достанется только тому, кто выполнит три условия: разожжет костер на Лысой Горе, сдерет шкуру с живого коня, запряжет его и вспашет тем конем три борозды вокруг камня.

Со временем древние мифы и образы теряли свой сакральный смысл и превратились в сказки и суеверия, которые, однако, сохраняют некоторые следы древнего мировосприятия. С чудотворной горой мы сталкиваемся и в белорусской сказке, где героя заворачивают в шкуру коня, а вороны поднимают его на вершину золотой горы, где он добывает огромное богатство. Конь и вороны здесь неслучайны: это отголоски тех далеких времен, когда языческие священники, набросив на себе шкуру священного животного, как и современные шаманы, устраивали условные путешествия на мировую космическую гору в потусторонний мир. То же относится и народным рассказам о полетах ведьм и шабашах на Лысых Горах, которые у наших предков имели сакральный смысл, а в христианские времена приобрели негативный ореол. Языческие же божества и их слуги жестоко преследовались и карались, ведь провозглашались дьявольским отродьем, слугами дьявола.

Из данных, приведенных Дутчиц Л. и Климкович И. следует, что Лысые Горы, т.е., не имевшие в стародавние времена густого лесного покрова, который мог препятствовать взлету и приземлению, служили своеобразными аэродромами для левитирующих на их собрания-шабаши, мифических или вполне фольклорных ведьм.

Источник: Пасанен, В.Э. Вертикальная Беларусь : справочник-путеводитель по 125 уникальным и самобытным туристско-экскурсионным объектам Беларуси / В.Э. Пасанен, Е.А. Дикусар, В.Е. Подлисских. – Минск : Право и экономика, 2013.



Источник: http://www.belpohod.info/publ/37-1-0-276
Категория: НАЗВАННЫЕ | Добавил: DzedFyodar (05.01.2014) | Автор: Дикусар Е.А.
Просмотров: 17137 | Теги: Лысая, гора, вершина | Рейтинг: 5.0/1

Поделиться:


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Главная |  О проекте |  Обратная связь |  Реклама на сайте |  Подписка RSS