Форма входа

Описание реки Ствига

Прочитано 13685 раз.

Облако тегов

Геликтит-ТМ Августовский канал спелеология байдарка Сула спелеоклуб альтаир Ислочь ПОЕХАЛИ! Клява Брест покатушка рогейн велопробег Польша Ельня болото Мнюта ровар паход велосипед турклуб Вилия кемпинг прыток Усса фестиваль Нёман приток Проня спелеологи гонка РТСС ТПМ граница Тышкевич мультигонка Березина Неман клуб Нарочь Нарочанка EuroVelo-2 маршрут походушка марафон Налибоки Гродно река Бобр паводок Ясельда конкурс туризм Сьцьвіга Ствига Льва Шоша веломаршрут чемпионат кубок Страча Припять велопоход Западный Буг Птичь Сха Вілія Полесье Случь книга соревнования отчет высота пеший поход Спортивный туризм Беловежская Пуща гора Маяк горы архыз школа туризма Красный бор Хибины новый год гора высшая точка возвышенность гора Лысая гора Высокая Воложинские гостинцы Щара поход вершина ПВД сплав Двина байдарки Западная Двина водный поход Свольна

НАШИ ДРУЗЬЯ

Главная | О проекте | Обратная связь | Реклама на сайте | Подписка RSS
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | Мой профиль | Регистрация | Выход
Активный туризм в Беларуси
Реклама: ХОЧЕШЬ В ПОХОД? НЕ ЗНАЕШЬ С КЕМ ПОЙТИ? ТЕБЕ К НАМ! belpohod.by - Походы для хороших людей!
Каталог статей

Хоритонович Николай
Курылёнок Леонид Афанасьевич
Верещагин Андрей

Основная цель: пройти речку Льву, начав из реки Горынь, через Лесовую речку войти во Льву в поисках истоки речки Моства, до реки Ствига и выйти в реку Припять.

Маршрут: д. Речица, д. Великие Викоровичи, оз. Виры, оз. Должек, д. Мочуль, д. Теребличи, д. Оздамичи, д. Коротичи, д. Семурадцы, д. Озераны, д. Погост, мост через Припять. Столинский район Гомельской области.

22.03.2008 – суббота

Выезд из Минска осуществлялся поездом Минск-Львов с высадкой по станции "Горынь” в поселке Речица. Командор сильно переживал за пограничную зону и по этому дал кломанде очень подробные инструкции, что делать при возможных разборках с пограничниками. Изучение вопроса перед походом не дало внятного представления насчёт погранзоны и нашего в ней нахождения. А на самом деле вышло так, что как только мы покинули перон станции, его закрыли и начался осмотр вагонов. Мы стали никому не нужны. На станции местные таксисты согласились на двух автобусах завести нас от города к нормальному месту на реке Горынь. Там и заночевали.

23.03.2008 – воскресенье

Утренние сборы, байдарки, завтрак.

Горынь здесь около 20-25 метров вширь, скорость течения не большая. Местные говорят, что Горынь сильно обмелела, но не понятно как. Вода может подняться на метр максимум, далее только в розлив. Может, имелось в виду, что она была глубже, была судоходной.

Стали на воду в половину одиннадцатого. Интереса грести по Горыни нет никакого. Но по планам нам нужно было дойти до деревни Великие Викоровичи, где планировали пройти протоками в связку озер, одно из которых называется Виры, другое Должек. Но вышло так, что когда строили новый мост, протоки позасыпали и остались только отдельные озерца со стоячей водой. Пришлось останавливаться и делать рекогнастировку на местности. Васильевич и Афанасьевич ломанулись пешком вокруг деревни Викоровичи, что бы узнать, куда мы будем двигаться далее, а я с Алексеем ломанулись на байдарке по Горыни, что бы попробовать найти хоть одну протоку, из обозначенных на карте. К сожалению ни одной протоки не нашли. Их все засыпали специально, остались только старицы.

К байдаркам наши две разведывательные группы пришли вместе. Решено возле моста делать «волок» к череде озер, которые в 300-х метрах. В первый день похода – это совсем просто! На часах 13 часов и казалось бы, время обеда, но командор таких указаний не даёт. А зря, пока было тепло и сухо – можно было бы.

Далее по каким-то грязным озерам вокруг деревни, которые перегорожены насыпями. Таких оказалось три озера, а потом протоки вывели нас к слиянию с озером Виры, заросшее кустами. Так повторялось около трёх раз. Продираться через кусты было интересно в первый день, а в последующие «ещё интересней». Обедали в половину четвертого, возле истока Лесовой речки на озере Должек. Рядом протока во Льву – через озеро Либень, но нам в другую сторону – в Лесовую речку.

Нашли её не сразу. Логичным продолжением озера, по карте, был небольшой ручей. Почти без течения, но не тот. Так сказал GPS. А их было аж три. Мне пришлось согласиться, а я так смело ломанул вперед. Лесовая речка имеет исток из озера немного северней, через камышовые заросли. Как и обещала карта, тоненькая, синенькая ниточка – первые метры Лесовой речки были как ручеёк, не шире байдарки, при этом полно кустов. Сквозь них пробирались довольно успешно. До тех пор, пока вода не растворилась в траве и не исчезла в болоте. Марш-бросок пешком, волоча байдарки, вывел нас на очень широкое русло. Это оказалось место, обозначенное на карте урезом воды 132,4 метра. Через несколько метров в Лесовую речку впадала протока, по которой ранее мы с Федором потеряли Льву. Воды стало много, появилось течение. Правда, позднее время заставило нас остановиться на ночевку. Прямо здесь сухой левый берег и лесок. Решено останавливаться. На часах 19 часов.

За день прошли 19,4 километра за ходовые 4 часа 07 минут.

24.03.2008 – понедельник

Ночью наблюдали восход полной луны. Очень красиво. Ночь светлая, видны звёзды. Мы ожидали мороза и солнышка. Половина от примет была – мороз. Солнца небыло последующие три дня.

С восьми часов начался мокрый снегопад. До 10 часов утра он не успокаивался, а нам нужно было собираться. Вот и должны мы это выдержать – туристы, блин. Завтрак и сбор мокрой одежды. Отлично – всей команде «зачёт». А мне «минус». Снова надеваю мокрые ботинки. Вышли на воду где-то за 15 минут до одиннадцати.

И сразу началось! Снегопад не стихает, а усиливается. Зимняя красота вперемежку с водой и деревьями, торчащими из неё. Теперь Лесовая речка сменилась координально. Берега выделены двумя рядами травы, торчащими из воды посреди залитого луга. Течение стало сильным, много поворотов, вокруг только вода и деревья!

Засмотревшись, чуть не проскочили место поворота Лесовой речки вправо. Дело в том, что логичным продолжением, с хорошим течением, является речка Канава, только нам туда не надо. Таким образом, в первой полесской экспедиции мы выскочили в Хотомель. GPS-ы настойчиво, перебивая друг друга, начали рекомендовать: «Правей, правей!! НА! ПРАВАО!» Повернули и снова начали искать протоку в Лесовую речку. Обнаружили её достаточно просто – по двум рядам плотных кустов – нам туда, конечно, где кусты стеной!

Дальше, интересней. Болото разлилось, а река стала … течь нам навстречу! Васильевич тихонько спросил у меня, не настораживает ли меня движение против течения? Я, не имея ни GPS-а, ни представления, куда мы идём, выразил полную уверенность в правильности нашего движения, чем успокоил командора. Правда он и его матрос, каждый, имели по одному из GPS-ов, поэтому они были успокоены не только мной.

Ветер в лицо, холодненько, снег сыпет в глаза, идём против течения. Где-то должен был встретиться мост узкоколейки, но я объяснил друзьям, что его полностью должны были разобрать, как только закончили вывозить весь спиленный лес. Не доходя до протоки Мототыша, вышли в озёра без течения. От снега они покрылись шапками, похожими на жир в остывающем холодце. И вдруг …

При выходе из озер началось течение в нужном нам направлении. Вот тебе и причуды. Лесовая речка снова сменила направление. Такие вот водоразделы в Ольманских болотах. Но сюрпризы не закончились. Весна, разливы, кусты, и при каждом разе, когда кажется, что дальше придется пролазить среди кустов, находится обход по заливному лугу (или это так болото выглядит). Второй мост узкоколейки мы заметили лишь по сохранившейся насыпи по правому берегу.

На ночевку остановились между этими несуществующими мостами узкоколеек, где на карте обозначен урез воды 132 метра. На часах 15 часов, и без обеда, мокрые и обалдевшие, мы дальше идти не желали. На сегодня хватит. Очень много впечатлений и геройств.

Прошли за день 13 километров за ходовое время 1:58. Всего 32,4 километра и затраченного времени 6:05.

Мои личные впечатления – мокрые и холодные ноги, которые похожи на колодки, ходить по земле отказывались. Меня спасли пробежка босиком по снегу, растирание спиртом и жар от костра в дубовом пне. За костер огромное спасибо Леониду Афанасьевичу.

25.03.2008 – вторник

Поздравлений никто не ожидал. Я тоже. А их и небыло. Снег, который ночью успокоился, с утра влупил снова.

С праздничном вас, друзья туристы, с днём 90-летия образования Белоруской Народной Республики.

Снова костер, завтрак и сборы под снегопадом. Занимательные разговоры возле костра подняли настроение и добавили энергии на день. Сегодня стали на воду около 10 часов утра. Больше желания здесь задерживаться небыло. Что нас ожидает сегодня, не знают не только матросы и рассудительные капитаны, но и сам командор. Вперёд!

Лесовая речка дальше красиво петляет через заболоченное редколесье. Немного кустов и пару завальчиков воспринялись как должное. Русло довольно широкое и воды достаточно. Но вот перед впадением во Льву снова прикол. Русло сужается до метра и плотные заросли кустов. И вдруг выскакиваем в широченное русло Львы. Некоторые пошутили – мол, не Припять ли это.

В этом месте Льва довольно широкая. Около 50 метров шириной. И довольно прямые участки. Сразу встретился хороший высокий берег и беседка на нем. Правда, приблизившись, заметили домик чуть глубже в лесу. Долго спорили, что это может быть. Но когда в один из них сходили, споры прекратились. Это домики – летние стоянки охотников или лесников. Двери настежь. Заходи, живи, грейся. К сожалению очень грязно. Мы обедали в третьей по счёту беседке от впадения во Льву. На часах было 14 часов.

Немного вернусь назад и замечу, что последний мост узкоколейки, который должен был нам встретится уже на Льве – отсутствовал, а рядом сложен новый деревянный мост для переправы.

Как до обеда, во время обеда и потом погода не улучшалась. Ветер усиливался, а снег заметал всё. Так незаметно проскочили исток речки Ятель. Как мы с Димой не звали: «Ятель, Ятель!» - нет, не видно. Дима всё время движения вспоминал фразу из советского фильма про вторую мировую войну: «К орудию, к орудию. Заряжай, заряжай. Огонь! Огонь!». Так вот и мы – плывём.

Это ещё что! Это только начало. Льва начала делиться на рукава. При этом, где она это делала видно небыло. Просто воды становится меньше, а берега сужаются до минимума. Раз, два, три… и сколько это будет продолжаться! Впереди только кусты… А на часах половина шестого вечера. Солнце через час максимум спрячется. Начинаются разговоры про ночевку в байдарках. Интересное предложение. У меня так ещё небыло.

И слава Богу не получилось. Где-то, где на карте Льва выходит из леса перед впадением в, снова, Яцель, вода собирается в русло и течение ускоряется. И неожиданно появился берег. Стоп. Командор командует – ночевка. И всё бы ничего, если бы не отсутствие дров. Извините – жопа! Только мокрые ветви дуба нам на растопку. При помощи газовой горелки я разжигал костер около часа. Народ млел от холода. Но им было чем заняться – постановка лагеря, переодевшись в сухие вещи, а я … мокрый, блин. Но в итоге всё получилось, костер горит, еда готовится, все согрелись и обсохли. Вот теперь три «микроба по 50 гр.» водочки, которые не помешают перед ужином. Всё закончилось благополучно.

За день прошли 29,4 километра за ходовые 6 ч. 19 мин. Общий результат 61, 8 км. за ходовые 12 ч. 24 мин.

26.03.2008 – среда

Морозное утро. Наверно около 7-9 градусов с минусом. Но китайский градусник упрямо показывал около нуля. Падла. Кстати, каждую ночь перед этим, были заморозки от -2 до -6 градусов. Начинаем подсчитывать потери прошлых дней. Я упрямо молчу про свои ноги, а вот Афанасьевич получил веткой по глазу – синяк большой. Наташа подпалила сапог от желания погреться – отремонтировали медицинским пластырем, сожжена пара перчаток и мокрые все вещи. Но с ними проще. Современные технологии в одежде позволяют одежде быть мокрой, одеваешь, а они всё равно греют.

Вышли на воду. Так, где же тот приток Ятель? Никто его не заметил снова, ладно. Это не так и важно, зато Льва помахала нам ручкой. Одно сплошное болото. Впереди заметили насыпь дамбы. Здесь же сделали привязку к местности. А дамба упорно перекачивала воду из мелиорационных каналов в болото почти на 4 метра вверх. Вот такая разница между Ольманскими болотами и сельскохозяйственными полями полесья.

Дальше поиски Моствы. Ха! Здесь куда не сунься – вокруг вода. И где же Моства. Ищем по течению. Вот, вот…, нет кусты. Вот же… нет, дамба. Ёлки палки. А там справа что? Да кто ж его знает, давай туда – вот же Моства! Наконец обнаружилось течение и стало понятным русло. Почти сразу ширина Моствы составила около 7-10 метров. Дальше, только больше. Начались деревни. На часах 12 часов.

Моства течёт посреди полей или заливных лугов. Ни леса, ни подлеска. Но постоянно встречаются деревушки. В Теребличах остановились и затоварились свежим хлебом и пивом. Догоняющая нас туча уже не волновала, но когда началась метель, мне стало жаль тех, кто в этот момент плыл, пока мы ходили в магазин. Однако эти моменты были очень интересные! Ночевку делали ещё на Мостве недалеко от Оздамичей. Мест совсем нет. Ни леса, ни кустов. Нас выручила развалившаяся ограда выпасного поля. Костер был.

За день прошли 22,5 километра за ходовые 4 часа 29 минут. Общий километраж составил 84,3 км. за ходовые 16 часов 54 минуты.

27.03.2008 – четверг

Утро началось очень рано – в 6 часов. Я снова первый, кофе и бег по снегу. Класс! Даже окунулся в Мостве. Прекрасно! Но не только я принимал водные процедуры. Васильевич и Наташа мылись, только теплой водой из грелки. День начинался не спеша и на воду стали только в 11 часов.

Уже через полчаса вплыли в Ствигу после Коротич. С июльским уровнем Ствигу не узнать. И это возможно не самое показательное.

Здесь можно вспомнить рассказ про первую экспедицию. Про Ствигу белорусскую. Ту её красоту в июле. Ну а теперь продолжение того рассказа.

Далее деревни Коротичи Ствига в обрывистых берегах, к берегу подходят краями лесные участки справа и имеются хорошие места. Только сейчас этого не видно. Чувствуется, что они есть, потому, что красиво. Река широкая, более 20-30 метров. Вот интересно, какое оно в межень. Наверняка не уже, а берега должны красиво оголятся.

Так дошли до деревни Рычев, где так долгожданное четыре дня, нам встретилось место на высоком берегу с соснами и берёзами. Стоянка шикарная, воздух наполнен весенними запахами, солнце ласкает наши уставшие и замерзшие тела.

За день прошли 25,5 километра за ходовые 3 часа 40 минут. Общая дистанция составила 109,8 километра за ходовые 20 часов 34 минуты.

28.03.2008 – пятница

Вот и последний день похода. Почти нечего добавить. Снова много воды, только не в болотах, а в разливе Ствиги, а потом и в Припяти. Припять вообще не для байдарочных походов, тем более, когда идешь по ней против течения во время весеннего паводка. Вода. Вокруг вода.

Можно обозначить несколько моментов. В деревне Озераны под мостом остановились и думали окончить здесь поход. Это технично просто. Здесь ходят автобусы на Гомель и на Туров. Но мы простых путей не ищем. Мы пошли дальше до моста через Припять. Рядом с ним заночевали. А с утра нас забрал микроавтобус. Который привез домой.

За день прошли 25,2 километра за ходовые 4 часа 04 минуты.

Общий результат похода составил 135 километров за ходовые 24 часа 38 минут.

p.s. Совет: неподготовленным группам в эти болота на байдарках лезть нельзя вообще, особенно в межсезонье. Здесь весной, по большой воде можно пройти, да и то лучше с проводником. Не лезьте в болота, поберегитесь. Там столько крестов стоит вдоль рек. По ком и зачем – не известно. Но не дай Боже это будет по вам! Хороших вам походов подальше от болот Полесья!

Категория: ВОДНЫЕ СПЛАВЫ | Добавил: DzedFyodar (16.08.2012) | Автор: Юра Федюкович (DzedFyodar) W
Просмотров: 2590 | Теги: Моства, Горынь, Ствига, Льва, Лесовая речка, Припять | Рейтинг: 0.0/0