Форма входа

Описание реки Ствига

Прочитано 13749 раз.

Облако тегов

Геликтит-ТМ Августовский канал спелеология байдарка Сула спелеоклуб альтаир Ислочь ПОЕХАЛИ! Клява Брест покатушка рогейн велопробег Польша Ельня болото Мнюта ровар паход велосипед турклуб Вилия кемпинг прыток Усса фестиваль Нёман приток Проня спелеологи гонка РТСС ТПМ граница Тышкевич мультигонка Березина Неман клуб Нарочь Нарочанка EuroVelo-2 маршрут походушка марафон Налибоки Гродно река Бобр паводок Ясельда конкурс туризм Сьцьвіга Ствига Льва Шоша веломаршрут чемпионат кубок Страча Припять велопоход Западный Буг Птичь Сха Вілія Полесье Случь книга соревнования отчет высота пеший поход Спортивный туризм Беловежская Пуща гора Маяк горы архыз школа туризма Красный бор Хибины новый год гора высшая точка возвышенность гора Лысая гора Высокая Воложинские гостинцы Щара поход вершина ПВД сплав Двина байдарки Западная Двина водный поход Свольна

НАШИ ДРУЗЬЯ

Главная | О проекте | Обратная связь | Реклама на сайте | Подписка RSS
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | Мой профиль | Регистрация | Выход
Активный туризм в Беларуси
Реклама: ХОЧЕШЬ В ПОХОД? НЕ ЗНАЕШЬ С КЕМ ПОЙТИ? ТЕБЕ К НАМ! belpohod.by - Походы для хороших людей!
Каталог статей

Главная » Статьи » ЗАГРАНИЧНЫЕ ОТЧЕТЫ » ПЕШИЕ ПОХОДЫ

Пешком по Хибинам в июне 2013
Конкурсный отчет Колташовой Елены Валерьевны в номинации пеший поход.

Как ни странно, но Хибины одни из лучших гор по удобству добирания. Вы приезжаете на станцию Имандра, делаете последние покупки в местном магазине и идете прямиком в горы.

Наш поход представлял собой несложный семидневный трекинг. Мы должны были преодолеть около 70 километров, пройти четыре перевала и закончить поход в городе Кировск. Но из-за внутренних разногласий нам пришлось уменьшить километраж и спуститься в город на два дня раньше. Этот облегченный маршрут все-таки стал для некоторых испытанием на прочность.

1-й день. Заполярная Имандра встретила нас ярким солнцем.
После 2-х суток в поезде очень хотелось искупаться. Возможность представилась когда мы дошли до реки Гольцовка. Но вода была не просто холодная, а ледяная. Не все отважились купаться. Но самые смелые окунулись три раза. Может надеялись, что сильное течение смоет всю грязь?

Наш путь лежал к ущелью Аку-Аку. В первые часы похода мне казалось, что я не уезжала из Беларуси: елки и березы такие, как и на витебских болотах: низкорослые и тонкие. И только бушующая Гольцовка  напоминала, что мы все-таки в горах.

Через некоторое время поднялись в ущелье Аку-Аку. Оно считается одним из самых живописных в Хибинах. Дело в том, что каменные глыбы образовывают очень причудливые формы. Настоящая фантасмагория образов. Ущелье заканчивалось чудесным бирюзовым озером. Чтобы перейти его, пришлось идти сверху по узкой тропке. Для альпиниста с подготовкой это не составило бы труда, но большинство из нас еле передвигали ноги от страха на том участке.

Дальше путь состоял из прыжков по камням, где наша группа и разделилась: большая разница в уровне подготовки. И с того времени мы так и шли: четыре человека бежали впереди, а шесть, вместе с инструктором, далеко позади.

Остановились мы в уютной ложбинке на слиянии двух ручьев. Тут нас начали грызть насекомые: мошка и комары. Я сначала опрометчиво отказалась  от репеллентов. Решила, что если немного покусают, то ничего страшного. Оказалось страшно. Следы после первых укусов мошки заживали две недели.

Оказалось, что запас теплых вещей и зимние спальники были совершенно ни к чему. Ночью было почти также тепло, как и днем. А с четырех утра в палатке становилось по-настоящему жарко.

2-й день. Нас ждало самое знаменитое ущелье Хибин - Юмьекорр.
Для многих групп именно оно является воротами в Хибины. По легендам там должно быть много камня эвдиалита. Но, к сожалению, мне его обнаружить не удалось.

Скоро нам открылась долина ручья Меридионального. Здесь были другие пейзажи: если до этого они были похожи на природу средней полосы, то здесь вовсю стелилось по земле березовое криволесье, росли полярные маки и много-много ягеля. Нас ждала переправа через реку. Было немного страшновато идти в бушующий поток, но мы справились. Кроссовки Альпин-Про выручали меня при переправах, купании и при ходьбе по городу. Но по камням идти было уже больно. Как только я переобулась после переправы, то сразу же упала в воду в сухих ботинках, хотела набрать воды.

Вторая ночевка была в еще более уютном месте. Здесь было повыше и сильнее дул ветер, который отгонял комаров. Кое-кто из группы никак не мог привыкнуть к полярному дню и до часу ночи слонялся по лесу с бессонницей.

3-й день стал испытанием для половины группы.
Нам было сложно идти вместе, потому что уровень подготовки у всех был разный. Начиная от спортивных ребят и заканчивая совсем слабыми девчонками, которые еле волочили ноги с надеждой хоть как-то успеть за остальными. Это рождало внутренние конфликты и не способствовало укреплению командного духа.

Основной целью было на сегодня перейти перевал Южный Чорргор и заночевать в самом сердце Хибин, долине реки Кунийок, недалеко от КСС (командно-спасательной станции). Несколько километров по некрутому подъему и мы у перевала. До сих пор у меня перед глазами эта почти вертикальная стена из валунов в человеческий рост, по которым нужно забраться вверх. У перевала в цирке лежало озеро. И ты как будто находишься в лунном кратере. Воздух прозрачный, небо синее-синее. Хорошо в Хибинах!

И вот мы лезем по камням наверх. Оказалось довольно просто. Валуны стоят крепко и за них можно смело цепляться. Наша сильная четверка поднялась на перевал и мы уселись ждать остальных. И здесь тоже были комары! Несмотря на ветер и голые камни кругом. Чью кровь они пьют здесь??? Через полчаса ожидания показалась измученная часть группы. Для них подъем на перевал оказался нелегким.

Преимущество тех, кто идет впереди - это больше времени для отдыха. Когда все еще пыхтят под рюкзаками, ты уже "куришь” на привале. Поэтому слабые устают еще больше - не успевают восстановить силы. А сильные чувствуют себя прекрасно. Через час сидения на камнях стало холодно. И с разрешения инструктора мы пошли вниз.

Спуск был долгий и крутой. По снежнику прошли легко, а с сыпухой было сложнее. Вот досталось коленям! Спустились еще к одному озеру. Опять ждали группу. Эти ожидания начали напрягать. Потом мы по ошибке повернули вправо, когда нужно было свернуть налево. И оказались в болоте. Вообще это была долина реки Кунийок, через которую проходят все туристы в Хибинах. Это центральная река, и от нее идет большинство самых интересных перевалов. В Хибинах много парных перевалов: Южный и Северный Чорргор, Южный и Северный Рисчорр, Восточный и Западный перевалы Петрелиуса.

Дальше шли вдоль неуютного берега Кунийок в направлении базы КСС. Место не очень понравилось, потому что здесь было сыро, низкий болотистый берег. И затылком мы чувствовали недовольство группы, которая его и не скрывала. Скоро дорога пошла в гору и стало веселей. Река становилась более бурной, берега круче, земля под ногами не хлябала. Было около 8-ми вечера. Мы нашли место стоянки рядом с рекой. Группа отстала очень сильно и пришла очень уставшая. Девчонки поскидывали рюкзаки и просто некоторое время сидели не двигаясь. Солнца не было. Я пошла исследовать берег на счет купания и стирки, но он или резко обрывался вниз, или был заболочен. Единственный вариант был перейти по колено до небольшого островка и там устроить стирку. После получаса в ледяной воде у меня не было даже насморка.

4-й день. По плану перевал Южный Рисччор.
Шли вдоль ручья Рисйок, правого притока реки Кунийок. Справа возвышалась гора Куэльпорр и пик Марченко, слева - перевал Северный Рисчорр. В долине Кунийока туристы стали попадаться чаще. И вот, перед нами южный Рисчорр - крутая каменистая дорожка, по которой мы и сможем выйти на плато. Подъем был тяжелый и нудный. На седловине было царство ветра. Стояла могилка: мужчину унесла лавина в 2001 году. Передохнули и сделали последний рывок на плато.

Виды открывались фантастические. До этого я часто читала в интернете, что попадая в Хибины, ты ощущаешь, что оказался на другой планете. Это действительно так. Область, по которой мы шли, была арктической пустыней. Это место, которое на располагает для буйного веселья, а действует немного удручающе. Камни, камни, как будто ты идешь по земле через 15 млн лет, когда остыло солнце и жизнь начала вымирать. Наверное, здесь хорошо снимать фантастические фильмы о безрадостном будущем Земли. Попадались ржавые железяки, которые тоже добавляли колорита. Немного погодя, дошли до озера Академическое. Оно было такое холодное и далекое. Им хотелось любоваться сверху, но спуститься с радостными криками и плюхнуться в воду представлялось чем-то диким. Поэтому мы просто посмотрели на этот космический пейзаж и пошли дальше.

Нужно было спуститься в верховья реки Тульйок. И здесь нашу группу ждало испытание на прочность и твердость характера. Четыре человека, которые не хотели идти в арьергарде, бросились вперед. Спуск шел такими большими ступенями: идешь 50 м вниз, потом 50 м ровно, потом опять вниз, потом - ровно. Поэтому впереди идущие очень быстро скрывались из поля зрения. Какой-то тропинки там тоже не было. Мне приходилось идти быстро, чтобы увидеть головы ребят, которые шли самые первые. Меня в поле зрения держала Ира, потом шла Женя. На определенном этапе Женя все-таки потеряла нас из виду. И группа свернула направо, когда мы вчетвером пошли налево.

Нас разделял маленький ручеек, который потом превращался в мощный водопад. Мы вчетвером достаточно долго сидели на каменном уступе, весело болтали и нам открывалась прекрасная панорама на реку Тульйок и гору Юкспорр. Деревья внизу казались совсем крошками. И вдруг среди леса мы увидели струйку дыма. И поняли, что группа уже спустилась вниз. Продираясь через березовые джунгли, мы вышли к стоянке. Но перед ужином пришлось поругаться. Остальные почему-то очень переживали из-за случившегося и хотели принудить нас идти рядом. Но ребята ответили, что не могут тащиться так медленно, и предложили им самим ускорится. Все это сопровождалось криками и наездами. Тут пришел инструктор, который занимался нашими поисками, всех успокоил и мы принялись за ужин и вечерний чай.

Как и на всех стоянках, в Хибинах рядом была река, с прозрачной чистейшей водой, в которой можно было мыться, стирать и мыть посуду. Купаться было страшно из-за мощного течения.

Тут начала выясняться еще одна проблема: у нас заканчивалась еда. Гречка, макароны, хлеб еще были, а вот кетчуп, колбаса, сыр и сало почти закончились. А еще 3 дня пути. Инструктор впал в задумчивость. Недовольные начали высказываться: некоторым девчонкам маршрут показался сложным, они хотели бы побольше днёвок. И меньше переходов. Но вместе с тем, подольше остаться в горах. И климат в группе был не самый лучший. Все ели много, а ходили мало. Слава принял решение не идти на ранее обозначенный в маршруте перевал Безымянный, а заменить его на легкий и короткий Ворткеуайв. Никто не возражал, даже наши "лоси”. И мне ботинки начинали здорово натирать. Я была рада возможности спуститься в город и обуть легкие кроссовки.

5-й день.
Мы перешли перевал Ворткеуайв и спустились прямиком к Кировскому руднику. Вид взорванных скальных пород впечатлил не меньше, чем остальные горные пейзажи. Но это были не радостные впечатления. От воздействия человека природа никогда не становилась лучше. Этот день закончился на берегу озера Малый Вудъявр. Чтобы не разбивать лагерь среди машин отдыхающих, мы отошли подальше и попали прямиком в болото. И чудесный вид на окружающие горы и озеро просто затмевали комары. Давно я не помнила такой ужасной стоянки. Это было отвратительное место. Комары просто вводили в оцепенение. Они проникали через кроссовки и двое штанов. Помыться не было никакой возможности, потому что это была бы битва ни за жизнь, а за смерть.

6-й день.
Мы поехали в Апатиты, где вышли на озеро Имандра. В Апатитах Имандра довольно чистая, на севере ее загрязнили выбросы с Мончегорского комбината. По пути на озеро, недовольство группы стало совсем явным. Девчонки не скрывали того, что им не хочется таскаться по гаражным окраинам промышленного северного города. Они платили деньги за поход по горам. А не по свалкам города Апатиты. Но наш проводник нашел неплохую стояночку в тихом месте озера, где не было местных и не долетали звуки города. Так и провели мы последний совместный вечер в походе.

7-й день. Время расставаний. Половина уехала сразу, они хотели еще погулять по Кировску. А часть отправилась в город Кандалакшу, чтобы искупаться в Белом море.

И я хочу сказать, что наше завершение похода было очень приятным!

Категория: ПЕШИЕ ПОХОДЫ | Добавил: DzedFyodar (14.09.2013)