Форма входа

Описание реки Ствига

Прочитано 13737 раз.

Облако тегов

Геликтит-ТМ Августовский канал спелеология байдарка Сула спелеоклуб альтаир Ислочь ПОЕХАЛИ! Клява Брест покатушка рогейн велопробег Польша Ельня болото Мнюта ровар паход велосипед турклуб Вилия кемпинг прыток Усса фестиваль Нёман приток Проня спелеологи гонка РТСС ТПМ граница Тышкевич мультигонка Березина Неман клуб Нарочь Нарочанка EuroVelo-2 маршрут походушка марафон Налибоки Гродно река Бобр паводок Ясельда конкурс туризм Сьцьвіга Ствига Льва Шоша веломаршрут чемпионат кубок Страча Припять велопоход Западный Буг Птичь Сха Вілія Полесье Случь книга соревнования отчет высота пеший поход Спортивный туризм Беловежская Пуща гора Маяк горы архыз школа туризма Красный бор Хибины новый год гора высшая точка возвышенность гора Лысая гора Высокая Воложинские гостинцы Щара поход вершина ПВД сплав Двина байдарки Западная Двина водный поход Свольна

НАШИ ДРУЗЬЯ

Главная | О проекте | Обратная связь | Реклама на сайте | Подписка RSS
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | Мой профиль | Регистрация | Выход
Активный туризм в Беларуси
Реклама: ХОЧЕШЬ В ПОХОД? НЕ ЗНАЕШЬ С КЕМ ПОЙТИ? ТЕБЕ К НАМ! belpohod.by - Походы для хороших людей!
Каталог статей

Главная » Статьи » ЗАГРАНИЧНЫЕ ОТЧЕТЫ » ПЕШИЕ ПОХОДЫ

Голубые озера Архыза. Часть №1

Конкурсный отчет Конохова Арсения Александровича в номинации пеший поход. Часть №1

ПОДГОТОВКА К ПОХОДУ.

Подготовка к походу проходила бодро в течение 1-ого месяца. Даже несмотря на то, что это самый простой из доступных вариантов похода в ГОРЫ, приготовления он требует тщательного и внимательного – что касается экипировки и снаряжения (друзья, это, в принципе, самое важное).

Вот перечень того, что действительно вам понадобится в ГОРАХ.
Он откорректирован мной по результатам путешествия.

№  НАИМЕНОВАНИЕ  КОЛ-ВО
 Данные приведены без учета посуды для приготовления пищи (котелка достаточно) и, собственно, еды. Рацион - это отдельная тема.
1 Рюкзак 80-90л (желательно с накидкой от дождя). Рюкзак штука такая же важная как и обувь. От него зависит комфорт вашего похода. 1
2 Пенополиуретановый коврик, спальный мешок, палатка. 1
3 Палки треккинговые 1 пара
4 Пятиточечник 1
5 Тент от дождя (хотя бы чтоб приготовить еду под дождем, а так же для многого другого может пригодиться) 3х3м отличный вариант. Сейчас есть материалы очень легкие и вполне прочные. 1
6 Очки солнцезащитные (стекло, поликарбонат с UV защитой, желательно в футляре), а с антибликовым покрытием только +
7 Рабочие х/б перчатки (иногда тоже нужны) 1-2 пары
8 Ботинки горные (или треккинговые - помощнее и повыше голень) выбирайте с умом, деньги жалеть тоже не стоит. При выборе обуви обязательно проконсультируйтесь с опытными людьми в этом деле. 1 пара
9 Бахилы (фонарики для обуви) помогают особенно при спусках – защищают обувь от мелких камушков и т.д. и т.п. 1 пара
10 Сменная обувь (сандалии) Рекомендую сандалии.  1 пара
11 Аптечка, а так же крем солнцезащитный с UF > 30. Фонарик налобный, комплект запасных батареек. Спички в гермоупаковке или зажигалка. Гигиенические принадлежности (мыло, зубная щётка, паста, туалетная бумага, влажные салфетки, и т.д.)  Для удобства. Это все упакуй внутри рюкзака в один комплект.
12 Паспорт, деньги на личные расходы -
21 Нижнее бельё. А так же термобелье (реально решает).  1 комплект
22 Штаны тёплые (могут пригодиться)   1
23 Куртка теплая легкая (или жилет)   1

Вообще грамотно упаковывайте рюкзак. Как я понял, 60-70% веса должно быть распределено на спине (на уровне легких), это сказывается на подъеме. Я сам переупаковывал рюкзак 2-3 раза пока не сделал так, чтобы удобно было быстро и качественно извлекать из него вещи во время похода. Все рекомендации по упаковке можно зачитать в интернете по соответствующим запросам.

Что касается физической подготовки, то я вам скажу честно, готовился хотя и не совсем добросовестно, но достаточно интенсивно и активно. Начал приблизительно за 1,5 месяца до старта, учитывая, что я сам по себе веду активный образ жизни.

Рекомендую аэробные нагрузки (бег, плавание, велик). Я бегал по ступенькам в доме (9-этажей), впоследствии очень даже это помогло. Курящие на площадках соседи встречали вечером меня по 5-15 раз в течение вечера. Утром у меня бассейн и во время работы на перерыве с коллегами мы выходим на турник с короткой разминкой. Посему считал себя готовым к путешествию и не парился.

Я считаю, что для того, чтобы получить кайф от путешествия, необходимо быть к нему готовым, прежде всего, морально и, само собой, физически, а это вещи, в принципе, взаимосвязанные напрямую.

Слышал истории о том, как люди возвращались из похода с плохими впечатлениями и даже отвращением, только потому, что они физически были не готовы и вместо того, чтобы получать удовольствие, мучились, пытаясь его завершить, особенно это касается ГОР. (Они, как говорится, «ошибок не прощают» - это далеко не так пафосно, как есть на самом деле).

ВНИМАНИЕ!!! ВСЕ ВРЕМЯ В ОТЧЕТЕ УКАЗЫВАЕТСЯ по Минску.

ДЕНЬ 1. Доброе утро, Минск! Выезд 27.07.2013 в 9:00 утра

Выезд с вокзала МИНСК-ПАССАЖИРСКИЙ до ЗАПОРОЖЬЯ. Собрались на вокзале центральном, познакомились (с некоторыми я был не знаком). Из родной Беларуси нас ехало 5 человек (М+Ж+Ж+Ж+Ж).

ДЕНЬ 2. Доброе утро, Запорожье! Прибытие 6 утра 28.07.2013

Запорожье, вокзал

День пути в поезде привел нас в славный город ЗАПОРОЖЬЕ, в котором мы провели всего-то пару часов и посему не могу рассказать о нем так много, как хотелось бы.

О! Да! Расскажу-ка я, почему мы поехали в Кавказ через Украину. Смешно?

Вообще наше путешествие было продуманно прекрасным, достаточно осведомленным и, в организационном план, ответственным, человеком. Спасибо Юля Шкатула!

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ НАШЕГО ВЫБОРА ПУТИ:
  • Оказалось выгоднее, чем ехать с помощью белорусской турфирмы на целых 150 у.е. и это с учетом всех расходов в пути.
  • По итогу путешествие стало своеобразным квестом. Минск – Запорожье – Архыз (собственно там горы) – Мариуполь (там сутки на море «Белосарайская коса») – Киев (там весь световой день) – Минск).
  • В поезде легче пережить переезд, чем в автобусе, в котором невозможно нормально спать (вы спали когда-нибудь в автобусах дальнего следования?), а именно такой вариант предполагала поездка из родной Беларуси (Минск – Архыз – Минск). Хотя в автобусе нам тоже пришлось покататься (сутки).
  • Нам хотелось пообщаться с людьми из другой культуры и другой страны (на самом деле так и вышло).
Из ЗАПОРОЖЬЯ нас забрал автобус, который и повез нас в АРХЫЗ.
В пути мы познакомились с товарищами по оружию. Хотя признаюсь настоящее единение как товарищей наступит позже (поймите меня правильно). Это как в библии, необходимо как минимум разделить пищу свою со спутниками и перенести тяготы и невзгоды, возникшие  на пути, чтобы понять, что за человек шел с тобой рядом. Да, и по итогу поймешь, что ты сам за человек и чего раньше не замечал. Да послушайте хотя бы товарища Высоцкого, у него в песне все достаточно понятно спето (Владимир Высоцкий - песня о друге).

ДЕНЬ 3. Доброе утро Архыз! Прибытие 6 утра 29.07.2013

АРХЫЗ (ок.1550)
Архыз, как поведали мне различные источники вездесущего и всеобъемлющего интернета, поселок созданный в 20х-30х годах 20 века. Сама местность являлась участком «великого шелкового пути». Место славится своей водой и имеет вполне богатую историю. Это западный Кавказ и его особенности - это обилие воды и, соответственно, растительности лесной (которую неконтролируемо вырубают местные жители, чтобы выжить). Я, наконец-то, увидел хвойный пихтовый лес. Пихты гораздо крупнее и продуктивнее наших елей, да и древесина также является достаточно ценной, вот и живут местные за счет ее и немного за счет туризма, некоторых кормит завод минеральных вод (находится в самом поселке). Есть памятники архитектуры (храмы).

Да... По-googl-ите, почитайте - очень много интересной (и не очень) информации про местность можно обнаружить. Очень нечестно мне копировать и вставлять текст из источников. Я ехал больше за впечатлениями о горах как о явлении природы, а не рвался изучать край, хотя и есть, что там узнать.

p.s. Учтите, что моя оценка сугубо субъективная и многого я могу не знать вовсе. Но на первый взгляд для меня открылась подобная картина.
О, горы! Как же это красиво и масштабно для впечатлительного человека!!!
Это было мое первое впечатление о горном ландшафте.

В автобусе мы должны были ехать почти сутки. Поездка ничем особенно не напрягала, разве что только спать приходилось либо в положении сидя, либо в положении лежа, что оказалось тоже  не очень удобно.

Проснулся от того, что просто хотелось проснуться (так бывает иногда) и, наверное, запомню это на всю жизнь. За окном был удивительный ландшафт вперемешку с туманом. Это было раннее утро около 5-ти часов (по Минску) и от того все цвета, еще не раскрашенные солнечным светом, казались серыми. К сожалению, не сделал ни одной фотографии, поскольку впечатление было очень сильным и просто невозможно было пошевелиться (не очень, такая, отмазка).

Горы, покрытые лесом, как мохнатые спящие великаны, покрытые обрывками тумана на разной высоте, тихое урчание двигателя автобуса, вполне пригодное покрытие дороги, по которой мы мчались со скоростью около 60-70 км/час, то что я проснулся за 30 минут до «подъема» - все это придавало волшебства происходящему. Возможно сказалось то что я впервые познакомился с таким ландшафтом и честно признаться долго ждал этого момента.
Ну что же, дальше будет больше…

Высадились мы из автобуса и временно расположились на территории бывшей спасательной станции, ныне являющейся частной собственностью. Там переупаковывались и разделяли провизию. Питание у нас было совместное.

Около 17:00 мы двинулись на первую стоянку близ поселка. Там мы стали лагерем и переночевали.

ДЕНЬ 4. Доброе утро Архыз! (7 утра 30.07.2013)
Завтрак. Старт первого этапа. Выдвигаемся ок. 10:00

МАРШРУТ.

Вся наша большая группа была поделена на 2 группы по категориям сложности 1а и 2а (хотя изначально ориентировались на 3а). Я шел в 1а. Буду описывать свой маршрут. Так как у другой группы он немного отличался.

Провизию мы разделили на 2 части соответственно. Вторая часть должна начинаться со стоянки на Мостовых полянах. Ссылка на карту которую я составил для маршрута

Как поведала мне ВИКИПЕДИЯ:
«…Сложность маршрута в горном туризме определяется в основном категорией трудности перевалов и вершин в него входящих. Дополнительными параметрами являются длина маршрута (в километрах) и продолжительность похода (в днях)…»

ручей Баритовый
водопад Баритовый (2100)
Стоянка на «полочке» над водопадом (ок. 2200)

Вид с баритового ручья

Баритовый ручей

водопад Баритовый

Отчет (баритовый водопад)

Стоянка была близ ручья в сотне метров над водопадом Баритовым. Стоянка слегка испортила иллюзию чистоты гор (потом было еще несколько разочарований), но это были загрязнения, связанные с хозяйственным использованием сочной травки склонов в качестве корма для коров. А там, где коровки кушают, там же у них и происходит дефекация. Вот и пришлось ставить палатки на «заминированном» поле. Но нам ли быть в печали.

Спокойной ночи, Архыз!

ДЕНЬ 5. Доброе утро, Архыз! (7 утра 31.07.2013)
Завтрак. Выдвигаемся ок. 10:00

РАЦИОН , т.е. «о еде»

Кушали мы каши с тушенкой (ну это, ясное дело, всем понятно), исключение составили веганы (к ним мы относились весьма демократично и уважительно). Так же были разнообразные «вкусняшки» (шоколад, конфеты, и т.п.). Колбаса, сыр, разнообразные консервы. Сухари. Печенье.

Основной прием пищи - это завтрак. Мы предусмотрительно дома изготовили пару вспомогательных энергетических продуктов, о которых я расскажу позже («какавушка» и «энергетические батончики»). Какавушка нам помогала каждое утро. Завтрак был горячим и обычно это была каша с различными дополнениями типа хлеба и колбасы.

По мне, так самый классный вариант походной еды на завтрак как для веганов, так и для всех прочих - это ГРЕЧКА! Поставил вечером в казане в водичку и утром кашу нужно только подогреть. Вообще, греча крутейшая каша, если верить товарищу Похлебкину В.В. (почитайте обязательно).

Далее следовал обед. Обед был холодным т.к. был в пути и по-быстрому. На обед консервы, хлебушек, «вкусняшки».

Ну, и ужин был горячим. +Чай.

Сам режим для меня был не привычным, как и рацион, но мой организм быстро адаптировался и не сопротивлялся. Сам я питаться стараюсь раздельно, но тут все мои механизмы перестроились и не особо «бушевали», был только один случай расстройства, но по мне это была «горнячка». Кстати о «горнячке» расскажу позже.

Подъем:
перевал Баритовый ок.12:20 (1А, 2809)
перевал Архыз ок. 14:00 (1А, 2970)

Обед. Ждем всю группу. У некоторых были трудности с подъемом, но в хвосте всей группы шел один из руководителей похода и помогал тем, кому было трудно сразу взять этот рубеж - первый в жизни горный перевал. А за ним и второй.

Спуск ок. 15:30
озеро Запрудное или Медвежье ок. 18:30 (2322)
стоянка на озере Запрудном.

Спуски мне показались гораздо опаснее, чем подъемы, очень легко подвернуть ногу и нужно быть всегда на чеку, особенно, если спускаешься по «сыпухе».

Ужин. Спокойной ночи, озеро Запрудное.

Вид на пер. Баритовый

Стоянка над баритовым

Вид с пер. Баритовый

Над баритовым водопадом

Оз. Запрудное

ДЕНЬ 6. Доброе утро, плато Агур! (6 утра 1.08.2013)
Завтрак. Выдвигаемся (ок. 11:20).

Поход:
вокруг Турьего плато (плато Агур)

Взгляд с оз. Запрудного
на долину Кяфар Агур

Вдоль реки Запрудная, потом налево, вверх по реке Кяфар Агур (переправа через реку Запрудная в 13:40 и переправа через Кяфар Агур ок 14:40) и далее подъем к Турьим озерам, вдоль реки, истекающей из нее (на реку Турью свернули ок. 15:20, как раз после быстрого обеда).

На пути к Турьим озерам

Турье озеро (верхнее)

Примечание: Агур в переводе с карачаево-балкарского означает Тур.

КАПОРСКИЙ ЧАЙ. «ИВАН ЧАЙ».

«Капорский чай» - традиционный травяной настой (отвратительное слово «ЧАЙ» ему не подойдет) из Кипрея узколистного. Мы его собрали на пути к долине Кяфар Агур. Об истории этого продукта я узнал от нашего проводника Ильича. Название этого напитка исходит от названия населенного пункта Копорье (в нач. 20 в. Ленинградский район) там, где его заготавливали даже на экспорт, и именно этот продукт называется «русский чай». И, походу, мы кормили британцев этим продуктом до тех пор, пока кто-то не сменил курс на Камелию. В России его изготавливали вплоть до начала 20 в. после чего его сменила все та же Камелия, которая оказалась дешевле.

Мы его собрали, помяли, ферментировали, подсушили и поджарили (хорошо, что Ильич знал все таинства его приготовления) и уже через пару дней все наслаждались удивительным ароматом этого напитка. Советую попробовать. Снят фильм и написана книга об этом чае и, насколько мне сейчас известно, его пытаются возродить как продукт массового потребления.

Я же, в качестве сувенира, его собрал для коллег, они были просто в восторге от истории, которую я им рассказал об этом продукте. Я даже видео снял с места его сбора.

ДЕНЬ 7. Доброе утро, озеро Агур! (8 утра 2.08.2013)
Завтрак. Выдвигаемся (ок. 12:40)

перевал Агур (1А, 2968)
перевал Федосеева (1А, 2987)
Спуск: (старт ок. 15:00)
Лунные поляны 19:00 (1920)
Мостовые поляны ок 22:00 (1510)

Турье оз. (лагерь)

Вид с пер. Федосеева

Памятник Федосееву

Друзья

Подруги

Там мы и остановились. Жутко устали! Спуск оказался непростым, потому что был очень продолжительным. Доброй ночи, Мостовые поляны.

«ГОРНЯЧКА»

Горнячка или «горная болезнь»-  крайне неприятная штука. Это изменения, которые с вами происходят при подъеме на большую высоту и сразу. Чаще всего всплывают старые болячки, может случиться диарея, заболеть голова, ну или начаться сонливость. Это трудно порой пережить, но вполне можно предупредить. Во-первых, как я понял, лучше во время дневного прохода чередовать подъем со спуском т.е. сначала набрать высоту, а потом спуститься, этакая встряска для организма, чтобы он быстрее адаптировался. Ну, и во-вторых, не «рваться в бой», а постепенно набирать высоту, если не предусматривается последующий спуск. Мне говорил наш проводник, что бывали случаи когда горнячка  брала врасплох даже опытных путешественников. Рассказывал о случае, когда 4-рых из 5-рых инструкторов горы просто не пустили (им пришлось отказаться от подъема) хотя все, кто шел впервые в этом же походе, продолжили путешествие. Вот так бывает иногда.

ДЕНЬ 8. Дневка (3.08.2013)

Мостовые поляны (1510)

РЕЦЕПТЫ.
1) КАКАВУШКА:
2 банки сгущенки с какао
2 банки сгущенки обычной
1 пачка сухого молока (400гр.)
1 пачка какао (250гр)

Все это смешать в блендере и упаковать в удобную пластиковую банку. Чтобы было удобно извлекать этот концентрат у банки должно быть широкое горлышко. Короче, посуду подбирайте с умом, чтобы удобно было держать в рюкзаке и удобно извлекать концентрат.

Применение: Столовой ложки концентрата хватает для 300мл. раствора. Получается очень вкусный напиток.

Почему такой рецепт? Мы пробовали очень много разных способов, экспериментировали с сыпучими смесями, но концентрат по итогу оказался самым практичным и вкусным результатом.

Это лучшее средство для утреннего подъема!

2) ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БАТОНЧИК

Вот пару ссылок, перейдя по которым, вы получите вполне подробную инструкцию по приготовлению этого крайне полезного в походах продукта. Отличнейший вариант для ОБЕДА, т.к. он обычно «на ходу» в таких условиях

ДЕНЬ 9. Доброе утро, Мостовые поляны! (9 утра 4.08.2013)
Завтрак. Старт второго этапа. Выдвигаемся (ок. 10:30)

Выход с Мостовых полян в Софийское ущелье ок.10:30.
Здесь нас по пути застал врасплох дождь и пришлось переждать его в шалмане (кафе «Белочка») у Хусэя. Там мы отведали местной кухни. И я зарядил телефон для съемки. Оплата в российских рублях. После поставили лагерь под Софийским хребтом перед балкой Ак-Айры ок. 17:20. Решили сделать групповое фото.

На втором этапе мы решили сделать постоянный лагерь и из него ходить «радиалками» (налегке без рюкзаков, с собой только обед)

ДЕНЬ 10. Доброе утро, София! (8 утра 5.08.2013)
Завтрак. Выдвигаемся (ок. 10:20)р.

София
Софийские водопады
Софийское седло (н/к, 2571)

Фотографии этой радиалки говорят больше, чем я смог бы написать.

В маштабе

Софийское ущелье

хр. Чегет-Чат

Софийское седло

Наш вождь

Вернулись в лагерь мы ок. 16:00. В лагере каждый раз мы оставляли одного или двух «комендантов» - обычные меры предосторожности. Хотя бы от пасущихся рядом лошадей.

Это, кстати, самое популярное место у туристов. Наверное из-за водопадов.
Тут у нас была небольшая театральная постановка, которую я изобразил в виде комикса. Спасибо девчонкам, которые пребывали в отличном настроении.
Спасибо Тане Наташе и Юлии! Ах да! И Юрию тоже спасибо огромное!

ДЕНЬ 11. Доброе утро, София! 8 утра 6.08.2013
Завтрак. Выдвигаемся (ок. 8:20)

Ущелье Ак-Айрыпер. Иркис (1А, 2871)
пер. Караджаш (1А, 3022)
пик Менгекельбаши (1А, 3251)

Ущелье Ак Айры

Вид на Софию

Софийское оз.

МенгекельБаши

В лагерь вернулись в 20:00. Эта радиалка оказалась утомительной из-за своей длительности по времени и по протяженности. К сожалению, нет хорошей фотографии с самой вершины, но есть видео.
Его можно посмотреть по этой вот ссылке… http://www.youtube.com/watch?v=0L51vlKsvBA

ДЕНЬ 12. Доброе утро, София! 9 утра 7.08.2013
Завтрак. Выдвигаемся (ок. 11:20)

Ущелье Ак-Айры
река Ак-Айры
водопады Ак-Айры
Спартанские поляны (1А, 2835)

Наша банда пошла под один из ледников и встретила там неуловимых и осторожных туров (это козлы такие с очень вкусным мяском). Но я «забил», разулся и решил заняться цигуном (дыхание, медитация и все такое).

Водопады АкАйры
Спартанские поляны

Это была наша финальная радиалка. А еще в этот день был день рождения у девушки Светланы. Ее мы и поздравили букетом и импровизированным «горным тортиком», рецепт которого необычайно прост:

Собираете все вкусняшки, которые есть, и пытаетесь из них сделать достойное угощение, не забываем также, что в лесу притаилась малина и в заначке лежит банка сгущенки вареной, да еще и из Беларуси (на Украине это супер-бренд). Славный был вечер вообщем-то.

ДЕНЬ 12. Доброе утро София! 9 утра 8.08.2013
Завтрак. Выдвигаемся (ок. 11:20)

Софийское ущелье

Движемся в направлении Мостовых полян, а затем в Архыз.
Оттуда нас повезут назад до Запорожья. А может быть и нет…

ДЕНЬ 12. Доброе утро Архыз! 7 утра 9.08.2013
Завтрак. Выезд ок. 9:10

Выезд из пос. Архыз. Выезд из гор. Смешанные чувства. Не сразу тоскуешь, возможно потому, что слегка пресытился походом, может думаешь, что вернешься в следующий раз с более сложным заданием (категорийно). Не знаю, на тот момент тоски не было никакой, была усталость и легкое безразличие, радость того, что все же возвращаешься в цивилизацию напополам с легкой тоской по тем видам и красотам, которые спокойно входили в тебя все эти 12 дней с помощью глаз, ушей, осязания и обоняния и даже вкуса той вкусной малины на пути в Софийское ущелье (ее там валом по сезону). И, наверное, есть какое-то шестое чувство, которое невозможно описать. Это чувство как будто мстит тебе когда ты сидишь, обрабатываешь фотки или смотришь видеоматериалы уже через месяц после возвращения. Ностальгия - это только маленькая часть.

Я всегда думал, что ГОРЫ сделают меня старше и мудрее, они испытают меня на прочность не только физически, но и морально. Наверное, так и есть.

(Продолжение отчета в части №2)
Категория: ПЕШИЕ ПОХОДЫ | Добавил: DzedFyodar (17.09.2013)